Триумф Дмитрия Маслеева

By: admin 20 January 2017

Предлагаем вашему вниманию выдержки из программы музыковеда Аллы Спектор, записанной на радиостанции “Народная Волна Чикаго” и посвящённой победителю 15-го Mеждународного конкурса имени Чайковского пианисту Дмитрию Маслееву, сольный концерт которого состоится 26-го января.


В 1958 году началась история одного из самых престижных музыкальных конкурсов мира – Международного конкурса имени Чайковского. Вот уже более 75 лет этот конкурс является одним из центральных событий мировой музыкальной культуры.

Конкурс имени Чайковского дал старт блистательной карьере многих музыкантов-исполнителей, среди них Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Григорий Соколов, Владимир Спиваков, Елена Образцова и многие другие.

В России конкурс Чайковского получил статус национального достояния отечественной культуры, и каждый раз его проведение становится одним из главных событий не только в стране, но и за ее пределами.

В 2015 году в Москве прошел уже 15-й по счету конкурс Чайковского, Многие музыканты и критики сошлись во мнении, называя его сильнейшим за всю историю. Заявки на участие в конкурсе подали лучшие музыканты 29 стран, а премий должны были вручить только 6 по каждой категории: пианистам, скрипачам, виолончелистам и вокалистам. А как же выиграть золото среди сильнейших? Как и чем можно было покорить такое взыскательное жюри, ведь в его составе мэтры фортепианного исполнительского искусства: Дмитрий Башкиров, Борис Березовский, Сергей Доренский, Барри Дуглас, Денис Мацуев и многие другие.

Имя победителя конкурса пианистов Дмитрия Маслеева долгое время не сходило с уст представителей прессы. Например, газета "Известия" называла Дмитрия "магом рояля", а газета "Невское время" писала о его безукоризненной технике, о чувстве формы и стиля. “Пожалуй, вряд ли, – писалось в газете, – удалось бы сделать более точный и честный выбор!".

Дмитрий Маслеев, выпускник московской консерватории, еще в годы учебы выигрывал многие престижные международные конкурсы в Италии, Германии, России, Франции. Но золотая медаль и первое место на конкурсе Чайковского – это бесспорно триумф, это тот Олимп, к которому всегда стремится любой концертирующий музыкант.

Известный пианист и педагог, профессор Московской консерватории Михаил Петухов стал главным педагогом и наставником Дмитрия Маслеева. На вопросы корреспондентов о том, как он воспринял победу своего ученика, Михаил Степанович ответил, что воспринял эту победу как величайшее проявление справедливости. "Я рад, что Дима оказался достойным продолжателем традиций нашей великой кафедры – имени Александра Борисовича Гольденвейзера. Из всех моих учеников именно Дмитрий мог правильно воспользоваться моими уроками. У него есть талант услышать, не просто скопировать произведение, а осмыслить и в конечном счете сделать своим. Я прекрасно знал, что Дима может так сыграть, как показал себя на конкурсе. Но то, что он смог провести все туры на таком выверенном спортивном уровне, меня просто потрясло. Ведь в условиях этой обычной конкурсной мясорубки он получил трагическое известие о смерти его матери и смог не просто выстоять, а дойти до конца, получив самую высокую награду".

Свой взгляд в перспективу Дмитрия Маслеева как пианиста выразил член жюри профессор Московской консерватории, известный пианист Дмитрий Башкиров: "Я очень в него верю. В момент такого потрясения он играл лучше всего. Это значит, что для него музыка – нечто очень важное, необходимое и дорогое в жизни. Он ее по-настоящему любит. И именно так он мог выразить все, что испытывал. Для меня это знак того, что Маслеев будет дальше развиваться, он истинно музыкальный человек”.

XV конкурс Чайковского на протяжении длительного времени был центральной темой обсуждения не только на страницах печати, среди профессиональных музыкантов, журналистов и критиков. Горячие споры о конкурсе очень активно велись в социальных сетях. Своим мнением, зачастую квалифицированным, делились тысячи любителей музыкальной классики, и немалая доля восхищения пришлась на игру Дмитрия Маслеева. Я выбрала одно из них, уж очень оно созвучно с моим собственным восприятием : "Лично на меня Маслеев произвел сильнейшее впечатление. Пожалуй, самое сильное на этом конкурсе. Сейчас, переслушивая его первый тур, там еще не свалилось на него это чудовищное несчастье, он светится и наслаждается музыкой – оторваться не смогла. Он заставляет себя слушать, ведет и не отпускает. Мастер драматургии. Слушаю его, и ощущение, что присутствую в театре на захватывающем спектакле, с диалогами, событиями, смехом, слезами, мыслями и чувствами. Не этот ли, такой живой и эмоциональный, отклик публики на музыку дает самую высокую оценку мастерству музыканта, которым абсолютно владеет пианист Дмитрий Маслеев?"

Мне удалось связаться с Дмитрием Маслеевым по телефону. Мы предлагаем несколько выдержек из этого интервью.

А.С. – Спасибо, Дима, за ваше желание с нами поговорить и спасибо вам за предоставленную возможность услышать вас в концерте. Это ваша первая поездка в Америку?

– Нет, не первая. В прошлом октябре я давал концерт в Нью-Йорке.

– Где вы играли в Нью-Йорке?

– В Карнеги холле, в большом зале.

– Я знаю, что после концерта в Чикаго вы будете опять играть в Корнеги Холл. Программа будет такой же, как в Чикаго?

– Да, конечно, такой же. Потому что не так много времени отделяет эти два концерта. И я также буду играть 4 сонаты Скарлатти, 26 сонату Бетховена, 2 сонату Прокофьева, пьесы Рахманинова и Листа.

А.С. – Я понимаю, что после вашей победы на конкурсе Чайковского вас, конечно, пресса одолела. И, Дмитрий, я заранее приношу свои извинения за то, что мои вопросы где-то будут совпадать с теми, на которые вы уже отвечали. Нашим радиослушателям будет интересно услышать многое прямо из ваших уст. Я, наверное, не буду оригинальной, если начну свой разговор о ваших учителях. Часто музыкальным педагогам славы достается значительно меньше, чем их звездным ученикам. И у меня сразу такой вопрос. Из ваших биографических данных я знаю, что вы начали заниматься музыкой с 7 лет, и весь первый период обучения до поступления в Московскую консерваторию у вас было 3 педагога.

– Да, это правда.

А.С. – Можете вкратце охарактеризовать: был же кто-то, кто начертил вам дорожку в “большую музыку?”

– Я не могу так сказать, что это был какой-то один человек. Не могу кого-то выделить, потому что каждый этап в учебе был абсолютно необходим и очень важен, начиная от самых первых лет обучения в Улан-Уде, моем родном городе. Затем в колледже, когда я переехал в Новосибирск на 4 года перед поступлением в консерваторию. И, конечно, консерваторские годы, само собой, очень важные.

А.С. – В консерватории вы занимались у Михаила Петухова. Бесспорно, у каждого педагога своя методика. Не сложно было перейти к новым требованиям, требованиям профессора, известного пианиста, ученика Татьяны Николаевой, т.е. к школе Гольденвейзера?

– Сложно было, конечно, учитывая кардинальное отличие метода новосибирской и московской школы. Но Михаил Степанович давал большую свободу в плане интерпретации и, можно сказать, просто направлял меня все эти годы, что я у него учился.

А.С. – Вы до конкурса Чайковского побеждали во многих других конкурсах. Как вы считаете, тот опыт подготовил вас к этому этапу?

– Да, конечно. Конкурс Чайковского – это первое в моей жизни мероприятие такого масштаба. Хотя до этого я ездил на конкурсы, и опыт, который я получил там, был необходим.

– Это была генеральная репетиция, можно так сказать?

– Да, очень большая длинная генеральная репетиция.

А.С.– Возвращаясь к конкурсу Чайковского. Что для вас было самым сложным в программе? Вы сами выбирали ее или что-то подсказывал Михаил Степанович?

– В целом я сам составил себе программу, потому что это решение должно быть за мной. Но в ней есть и произведения, которые Михаил Степанович подсказал мне задолго до конкурса. Решение сыграть концерт Прокофьева, например, было моим, хотя я только начинал его учить, и это было рискованно, но тем не менее все получилось.

– Как вы отнеслись к победе? Не ожидали такого результата?

– Конечно же нет! Я не ожидал. И после награждения понял, что на мои плечи легла большая ответственность.

– Существует мнение, что конкурсы — это необходимость, а победы в них – возможность, чтобы в дальнейшем быть востребованным. Кстати, Денис Мацуев как-то в интервью сказал, что если интерес к конкурсу Чайковского когда-нибудь ослабнет, то его имя всегда будет жить, т.к. за исполнителем на протяжении всей его жизни будет тянутся шлейф победителя. Вы согласны с этим?

– Я это впервые слышу, но согласен.

А.С. – Думаю, что у вас, вероятно, уже много контрактов. Много предложений?

– Да, очень много концертов. И к сожалению, даже иногда приходится отказываться от чего-то, потому что невозможно все соединить вместе. Но мне очень нравится, что теперь у меня есть возможность много путешествовать и играть на разных сценах. Я вот рад, что скоро приеду в Америку и сыграю сольный концерт в Чикаго.

А.С.– После конкурса была возможность расслабиться и просто ничего не делать?

– Знаете, очень забавно – то, что вы описали, какое-то облегчение либо радость от проделанной работы были после других конкурсов. Но после конкурса Чайковского совершенно другие чувства. Я понял, какая большая ответственность ложится на мои плечи и как много работы предстоит. И что через три недели уже нужно сыграть новый концерт с оркестром. В общем, у меня совсем не было времени расслабиться. Зато сразу включился в работу.

А.С.– А в дальнейшем планируете только концертировать или есть желание преподавать? Ведь многие музыканты совмещали концертную деятельность с педагогической.

– Не могу загадывать, но конкретно сейчас мне очень интересна концертная жизнь – учить новый репертуар, играть его – это все новое для меня. В данный момент не могу сказать точно, что не буду заниматься педагогикой через какое-то количество времени. Жизнь все-таки непредсказуемая, в чем я уже убедился не раз.

А.С. – Мне остается только поблагодарить вас за интересную беседу. С нетерпением ждем встречи с вами в Чикаго. И я бы хотела привести слова вашего педагога профессора Петухова: "Дима феноменально одаренный пианист, музыкант и замечательный человек. Я искренне желаю ему пронести на большой арене искусства слово истинной правды, чистоты и рыцарского служения музыке".

Концерт Дмитрия Маслеева состоится 26 января в Nichols Concert Hall в Эванстоне, продолжая серию концертов Lisker Music Foundation.

Comments:

Log in or register to leave comments